Таинства Православной Церкви

Человек состоит из души и тела, и всё, что происходит с ним духовно, имеет и физическое измерение. Бог обещал всегда посылать нам свою спасительную благодать, и она проявляется физическим образом в особых обрядах Церкви. В таких обрядах, то есть богослужениях, верующий таинственным образом соединяется с Богом, поэтому Церковь использует для их обозначения термин «Таинства». В Таинствах Церкви людям даруется божественная благодать, необходимая для общения со своим Творцом.

В таинстве Крещения верующий погружается в воду и восстает к полноте новой жизни в Иисусе Христе. Крестившись, человек восстанавливает свою связь с Богом, которая была утрачена людьми после грехопадения.

Во втором таинстве, Миропомазании, новокрещеный христианин получает «печать дара Духа Святого» для возрастания и укрепления в новой жизни во Христе.

Однако человек продолжает грешить и после своего вхождения в святую Церковь. Поэтому Богом было установлено таинство Исповеди, чтобы всякий раз, когда христианин впадает в грех, он мог, раскаявшись и покаявшись, получить прощение.

В главном таинстве христианской Церкви, Евхаристии, человек достигает внутреннего единства с Богом через Иисуса Христа. Принимая истинные Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина, человек получает духовную пищу и освящает свое тело.

Когда христианина охватывают телесные недуги, он получает благодать исцеления через таинство Елеосвящения (Соборования), и благодаря этому восстанавливает как телесное, так и духовное здоровье.

Христианам, желающим создать семью, Церковь дарует таинство Брака (Венчания), освящая их супружескую жизнь и благословляя на рождение детей.

Для тех, кто чувствует призвание проповедовать Слово Божие и быть Его служителем, существует таинство Священства.

Все эти Таинства являются божественно установленными и позволяют христианину приобщиться к спасительной благодати Бога. Все они совершаются в Церкви посредством особых обрядов, в которых участвует все сообщество верующих.

Об обрядах

В Православной церкви существуют также особые молитвы и обряды на различные случаи жизни, которые, хотя и не считаются строго таинствами, тем не менее позволяют нам приобщиться к божественной благодати.

На праздник Богоявления совершается великое освящение воды, которой затем христиане кропят свои жилища, тем самым ежегодно освящая и посвящая их Богу. Святую воду также освящают и в течение всего года на водосвятных молебнах, где священник просит Господа освятить воду «во здравие души и тела» тех, кто пьет ее.

Существуют также обряды благословения урожая, плодов, машин и жилищ и многих других предметов повседневной жизни.

Церковь совершает особые молитвы за тех, кто собирается в путешествие или приступает к учёбе.

Во время особых заупокойных служб, панихиды и литии, Православная Церковь молится за душу усопшего и вверяет ее Богу.

Все эти обряды, молитвы и благословения важны для православного понимания нашего тварного мира. Мир был сотворен Богом для того, чтобы через познание мира человек приходил к познанию и общению с Богом. Церковные обряды открывают нам эту связь творения со своим Творцом.

Крещение

Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Согласно словам Иисуса Христа, крещение — необходимое условие для рождения свыше, чтобы войти в Царствие Божие (Ин.3:3-5).

Если кто не родится от воды и Духа, сказал Господь, не может войти в царствие Божие (Иоан. III, 5). Крещение водой начал Предтеча Христов Иоанн. Он крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, т. е. во Христа Иисуса (Деян. XIX, 4). Потом Иисус Христос примером Своим освятил крещение, приняв оное от Иоанна. Наконец по Воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. От того, кто желает принять крещение, требуется покаяние и вера, почему и читается перед крещением Символ веры. Покайтеся и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа (Деян. II, 38). Кто будет веровать и крестится, спасен будет (Марк. XVI, 16).

При крещении совершаются следующие обряды: 1) Пред самым крещением произносится троекратное отрицание от диавола, который силою и именем Иисуса Христа отгоняется от крещаемого. 2) Вода для крещения освящается частью молитвами и призыванием Святого Духа, а частью крестным знамением, которое троекратно в оной изображается освященным елеем. 3) Крещаемый погружается в воде троекратно во имя трех Лиц Святой Троицы. 4) На него надевается белая одежда, чем означается чистота души и непорочность христанской жизни. 5) На него возлагается крест для всегдашнего напоминания заповеди Христовой: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною (Мф. XVI, 24). 6) Крещаемый и восприемники с возжженными свечами троекратно обходят купель, чем означается победоносное шествие, духовная радость и духовное просвещение. 7) Крещаемому постригаются власы, что, как видно из молитвы читаемой при сем действии, совершается по слову апостола Павла, заповедавшего нам вся во славу Божию творити. О тех, которые грешат после крещения должно думать, что они виновнее в грехах своих, нежели некрещенные в своих, потому что те имели от Бога особенную помощь к добру, и отвергли ее. Если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, говорит святой апостол Петр, опять запутываются в них, и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого (II Петр. II, 20). Таким образом, при совершении таинства крещения используется несколько обрядов, каждый из которых имеет символическое духовное значение: обращение крещаемого к западу (символу тьмы) для отречения от сатаны, который есть духовная тьма; помазание елеем младенца перед погружением в воду (купель) для непобедимости в борьбе с сатаной; погружение в воду, при котором Дух Святой тайно сходит на крещаемого, дарует семя Жизни (притча о Сеятеле) и очищает от грехов; возложение креста на грудь означает, что крестившийся желает постоянно помнить о кресте — символе спасения, и терпеливо (и с радостью) нести его всю свою жизнь: одевание в белую одежду указывает, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую жизнь. Кроме того, белый цвет — проявление радости от обручения со Христом (Святые отцы учат, что душа каждого человека призвана стать невестой Бога); хождение вокруг купели — символ вечности; пострижение волос — предание новокрещённого воле Божией.

Таинство Крещения совершается над человеком раз в жизни, оно вводит его в лоно христианской Церкви и открывает ему двери в новую жизнь, в которой действуют не мирские законы, а божественные. Выбор веры, принятие Православия — серьезное и ответственное решение.

Использованная литература:
Библия,
Библейская энциклопедия, 2005

Исповедь

Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.

Святитель Феофан Затворник (XVII в.) так определяет чин и порядок покаяния:

1) осознание своего греха пред Богом;
2) укорение себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на других людей или на обстоятельства;
3) решимость оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе;
4) молитва к Богу о прощении греха, до умирения духа.

1) Осознание греха перед Богом, — т.е. не просто констатация греха, а именно греха перед Богом. Это предполагает, во-первых, веру, а во-вторых, обязательно личное отношение с Богом, связь с Ним, Богообщение. И это осознание — не протоколирование какого-то формального нарушения, а живое чувство того, что грех разлучил меня с Богом, что сделанное мною неприятно Богу моему, я этим огорчил, обидел, оскорбил Бога. Покаяние — не копание в себе и не холодный самоотчет, а живое ощущение, что грех разлучил меня с Богом. У кого такого чувства нет, тот в опасности формализировать свою внутреннюю жизнь.
2) Укорение себя, т.е. вменение себе ответственности за грех. Очень часто мы склонны перекладывать ответственность на обстоятельства, на других людей, на бесов, а себя оправдывать; а важно осознать, что именно мы не правы перед Богом.
3) Нужно положить решение сопротивляться греху, не возвращаться к нему, чего бы это нам не стоило. Без этого покаяние не будет покаянием, а превратится просто в некую, лицемерную по сути, констатацию факта. Нужно обязательно настроить себя на сопротивление греху.
4) Молиться Богу о прощении, — потому что своими силами мы ничего не можем, а только Господь прощает нас, умиряет наше сердце, возвращает нам Себя и утешает нас.

Покаянные чувства должны приносить человеку не уныние и отчаяние, а благодать Святого Духа. Благодать Святого Духа свидетельствуется в душе тонким, мирным, радостным, смиренным, тихим, прохладным, истинно духовным чувством, дающим человеку мир, любовь и свободу, — и как бы «собирающим» человека в цельное и гармоничное существо, в то, чем он должен быть по замыслу Божию. И это, как пишет преподобный Макарий Великий, критерий правильности любого духовного делания: послушания, молитвы, чтения, хождения в храм, добрых дел и проч. Если то, что мы считаем покаянием, приносит нам в душу не благодать Духа Святого, а смущение, тяжесть, чувство вины — значит, мы покаяние понимаем неправильно.

Притом надо сказать, что покаяние не охватывает всего внутреннего делания, оно — часть его, пусть важнейшая, постоянная, никогда не прекращающаяся; но не всецелая. Покаяние невозможно без живой веры в Бога, без благодарения Бога и без многого другого. Иногда утверждают, что покаяние -цель духовной жизни. Правда, покаянием должно быть растворено, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), всякое наше духовное делание, особенно молитва. Да и вся внутренняя жизнь как неотъемлемую часть, как некое обязательное условие, должна включать в себя покаяние. Но покаяние — это не цель духовной жизни, а, пусть и важнейшее, но — средство. Цель же духовной жизни — Богообщение, и оно, как говорит свт. Феофан Затворник, должно свидетельствоваться чувством. «Не на крыльях или не на ногах, но чувством приближаемся мы к Богу» (блаж. Августин). Покаяние, собственно, и восстанавливает это чувство Богообщения: вот главное, что совершается в этом Таинстве и вот его место в духовной жизни.

Причастие

Таинство Евхаристии (Причащения) – центральное таинство Церкви. Соединившись с Церковью – телом Христовым через Крещение, православный христианин становится готов наполнить и свое тело спасительным присутствием Бога Сына.

В духовной жизни, как и в нашей земной телесной жизни, нам необходимо получать пищу. Во время таинства Евхаристии, принимая хлеб и вино из рук священника или епископа, мы принимаем истинные Тело и Кровь Христовы в оставление грехов и в жизнь вечную. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» (Ин. 6:53,56).

Церковь всегда понимала и учила, что Святой Дух сходит во время литургии и изменяет хлеб и вино в истинные Тело и Кровь Христовы, и что это нельзя понимать лишь образно. Момент литургии, во время которого происходит преосуществление даров, называется Эпиклеза, призывание Святого Духа. «Низпосли Духа твоего Святаго на ны и на предлежащия дары сия. И сотвори убо хлеб сей — честное Тело Христа Твоего, а еже в чаше сей — честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Аминь, аминь, аминь».

Эта молитва священника за литургией является призывом к Богу Отцу освятить принесенные нами хлеб и вино и сделать возможным присутствие среди нас воплотившегося и воскресшего Сына Божиего Иисуса Христа силой Святого Духа. Сам Иисус перед своей крестной смертью установил это Таинство, заповедовав своим ученикам совершать это в Его воспоминание (1 Кор. 11:23–26). На Тайной вечери Иисус совершил жертвенную трапезу как образ Своих страстей ради нашего спасения. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26-28).

Таинство Евхаристии является тем центром, вокруг которого вращается вся жизнь Церкви. Это наше участие в жертве Христовой. Предлагая дары хлеба и вина «в Его воспоминание», мы становимся членами царственного священства (1 Петр. 2:9). Единственная и самодостаточная жертва Христа постоянно актуализируется на алтарном престоле, позволяя нам участвовать в искуплении, которое Он уже даровал нам.

Во время божественной литургии мы воздаем благодарность Богу за все, что Он сделал для нас ради воссоединения с Ним. Такое воздаяние называется Евхаристия (греч. evcharistia) — благодарение. Это – наша благодарность Богу в виде хлеба и вина, которые становятся истинными Телом и Кровью Спасителя нашего Иисуса Христа. Наша попытка благодарности Богу за все Его благодеяния приводит нас к общению с Ним, при-частию. Ради нашего спасения мы не можем сделать ничего больше этого: Бог уже по Своей воле сделал все за нас.

Таинство Евхаристии, то есть присутствие Христа посреди нас, это и есть завершение нашего путешествия к воссоединению с Богом.

Причащаясь, мы самым тесным образом соединяемся со Христом – Он пребывает в нас и мы в Нем. Поэтому мы должны как можно чаще приступать к Причастию. Церковные правила предписывают причащение по крайней мере четыре раза в год, обычно во время постов. Человек, не причащающийся хотя бы раз в год, отделяет себя от общения с Церковью.

Из-за важности таинства Святой Евхаристии необходимо очень тщательно готовиться к принятию Святых Даров: пост, исследование своей совести и исповедь являются неотъемлемыми элементами подготовки. Мы никогда не бываем достойны принять Святое Причастие, но так как Христос совершил наше спасение, нам остается лишь как можно тщательнее готовиться к соединению с Ним в Таинстве Евхаристии.

Соборование

Духовный смысл Таинства Елеосвящения

Таинство Елеосвящения, или Соборования, в наших храмах чаще всего совершается Великим постом, но может совершаться и в любой другой день церковного года. Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним батюшкой) освященным елеем, смешанным с красным вином. При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина. Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни.

По слову святого Николая Кавасилы, «Таинство Елея… приемлющим его дарует и исцеление от телесной болезни, и отпущение грехов» . Иногда приходится слышать о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи; однако следует иметь в виду, что это скорее народное представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической или древней святоотеческой церковной традиции. Хотя здесь следует помнить и о том, что Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния (равно как и с Таинством Евхаристии), при этом, безусловно, имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к исцелению от властвующего над ним рабства греху. Именно в этом смысле Таинство Елеосвящения и приводит человека к отпущению грехов.

Таинство Соборования не есть простое благословение перед смертью, как это иногда понималось у нас в Православии и как до недавнего времени это официально считалось в католической церкви (где это Таинство даже называли «последним помазанием», впрочем, так думают многие католики и теперь).

Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души – как обезбоженности человека, как его лишенности действия освящающей Божественной благодати. Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым спасая его все от той же смерти, ибо причиной и нашего физического, и нашего духовного умирания являются грехи.

В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым. Однако в конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается заступничеством за него перед Богом лишь семи священников. Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь – и уже вся Торжествующая Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, просит Господа о его исцелении.

Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не наверняка, не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление и, быть может, очень скоро все равно умрет. Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, иной особый дар, особую способность: по-новому, стойко и благодарно, воспринять свою смертельную болезнь, истинно по-христиански приблизиться к вхождению в вечную жизнь. И болезнь, и страдания делаются для него тогда прославляющими, преображающими, становятся одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая – причем страдая во Христе, сострадая Господу, сораспинаясь с Ним и тем самым с Ним соединяясь, – подлинно очищается и освящается. Физическая смерть становится для участвующего в Соборовании человека уже не столь страшна: ведь восходя с Господом на Крест, он побеждает гораздо более ужасную, чем смерть физическая — смерть духовную, смерть души, тем самым обретая вечную жизнь во Христе.

При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть. Некоторые опытные священники не рекомендуют по поводу одной и той же болезни дважды соборовать человека: волю Божию он уже однажды испытал, и Господь Свое определение о человеке уже вынес. И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять и, следуя ей, совершать дело своего Спасения.

Следует сказать несколько слов о символическом смысле используемых в Таинстве Елеосвящения веществ. О духовной символичности употребляемого в Церкви елея уже подробно говорилось в связи с Таинством Крещения. В Таинстве же Соборования елей – это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати. Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, – считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом (вспомните притчу о милосердном самарянине: на раны пострадавшего от разбойников человека были возлиты именно елей и вино). В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей. Эти зерна служат символом новой жизни, причем символом, обладающим двойственным смыслом, двояким духовным прочтением – в зависимости от того, какая судьба постигает болящего человека в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь, к которой он возрождается. Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мертвых.

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, “благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею” (Книга Бытия, 1, 28). Господь Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его Божественное установление, сказав: “оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, то человек да не разлучает” (Евангелие от Матфея, 19, 4-6).

Зачем же нужно Таинство венчания, если Сам Господь еще в раю благословил супружеский союз на все последующие времена? Конечно, супружеский союз является священным. Древняя мудрость гласит о том, что браки заключаются на небесах. И христианская Церковь изначально не оспаривала действительность и законность супружеского союза. Но, вместе с тем, христианское мировоззрение, наряду с другими сторонами человеческой жизни, требовало особого, христианского, освящения такого важного явления, как супружеский союз. Отношения взаимной христианской любви между членами Церкви, проникли и в супружеский союз, преобразуя его в особый образ – образ отношений Христа и Церкви.

Святой апостол Павел говорит: “Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви” (Послание Апостола Павла к Ефесянам, 5, 31-32). Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви в волю Христа. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, и жена обязана добровольно, т.е. с любовью, повиноваться мужу. Апостол Павел говорит мужьям: “Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, … любящий свою жену любит самого себя” (Послание Апостола Павла к Ефесянам, 5, 25, 28). А женам говорит: “Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем” (Послание Апостола Павла к Ефесянам, 5, 22-24). Таким образом, в Таинстве брака испрашивается и подается особая Божественная благодать – образовать супружеский союз двух верующих во Христа.

Это, конечно же, налагает особые требования на христианский брак. Церковь и Христос неразделимы. Поэтому супруги, вступившие в христианский брак, не только обязаны всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность, что в общем-то требуется от любого супружеского союза, но и рука об руку следовать по пути духовного совершенства, имея конечной целью вечное Царство Христово. Если же Господь благословит их стать родителями, то прямой их обязанностью является воспитание детей в христианской Православной вере. Обо всем этом следует помнить парам, решившим освятить свою супружескую жизнь Таинством брака. К сожалению, в наши дни наблюдается достаточно легкомысленное отношение к этому великому Таинству. Идя под венец, далеко не каждые венчающиеся отдают себе отчет в том, на что же они испрашивают благословение у Бога. Печальные последствия такого легкомысленного отношения не заставляют себя ждать.

Брак не является обязательным для всех христиан, но следует помнить, что лица, добровольно остающимися безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь.

Христианская Православная Церковь предельно жестко регламентирует половую сферу человеческой жизни. Любые половые контакты вне брака расцениваются как любодеяние (блуд) и являются смертным грехом. Следует также знать, что хотя Православная Христианская Церковь в принципе признает законность брачного союза, заключенного согласно юридическим и моральным законам той или иной страны, есть целый ряд ограничений, налагаемых на христианское освящение брака. Например, Православная Церковь отрицательно относится к повторным бракам, бракам лиц, состоящим в близкой степени родства, и лиц, подверженным психическим или умственным заболеваниям. И уж, конечно, церковный брак невозможен в случае, если один из венчающихся является атеистом или представителем нехристианской религии. Поэтому, если Вы решили венчаться, следует выяснить возможность освящения Вашего супружеского союза у священника или церковнослужителей.

Освящение

Что такое освящение?

Освящением православные христиане называют обряды, через которые на их жизнь нисходит благословение Божие. Согласно учению Церкви в основе многообразных обрядов лежит, прежде всего, желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее по Божьему благословению. Важно понимать, что освящение места начинается с того момента, когда люди, въезжая в дом или квартиру, начинают там жить правильно. И поэтому освящение жилища священником есть подтверждение вашего желания жить в освященном месте, намерение исполнять христианские заповеди, памятуя о том, что семья — это малая церковь, а работа — место труда человека во славу Божию.

Нужно ли освящать квартиру?

Освящение квартиры не решает наших семейных, бытовых проблем, оно лишь помогает, оно настраивает. Человек сам волен выбирать, с Богом он живет или по своим страстям поступает. Если семья старается жить по-христиански, то и внутреннее и внешнее ее устроение должно об этом свидетельствовать. Внутренний строй налаживается и сохраняется через пост и молитву, посещение богослужений, а внешнее выражение намерения жить благочестиво находит себя, в том числе, в чине освящения жилища. Нужно помнить, что освящение дома – есть общая молитва семьи и священника о том, чтобы в этом месте люди жили свято.

Что нужно для освящения?

Для освящения квартиры желательно, чтобы квартира была прибрана, завершен ремонт. Дома нужно подготовить небольшой столик, на котором священнику можно будет расположить необходимые для освящения священные предметы (устанавливается, как правило, в самом лучшем месте), чистая чаша для св. воды (салатница, ваза и т.п.), примерно рюмка растительного масла (святой елей), святую воду священник привозит с собой. Обязательно, чтобы тот, кто заказал освящение жилища присутсвовал сам при этом чине и участвовал в молитве. Позволяется также при должном желании и умении с благословения священника читать некоторые молитвы при совершении чина. Во время освящения необходимо временно отключить телефоны, не разговаривать во время молитвы.

Освятить машину можно в любом православном храме. При этом следует помнить, что освящение автомобиля не магический ритуал, который гарантирует безопасность движения. Священный – значит посвященный Богу. Освящая машину, как, впрочем, и любую другую вещь, Церковь молится о том, чтобы она стала для ее владельца средством, которое приносит не только материальную, но и духовную пользу. Таким образом, освящая свой автомобиль, хозяин дает обещание его использовать для тех поездок, во время которых не будут нарушены нравственные заповеди Церкви и не будут совершены греховные поступки. К тому же, к освященному предмету нужно относиться с особым благоговением, поскольку теперь он принадлежит не только Вам, но и Богу. В освященном автомобиле нужно обязательно иметь икону, и не следует держать никаких картинок легкомысленного содержания, нельзя сквернословить, курить, перевозить вещи, которые могут принести вред другим людям.

Отпевание

Что называется отпеванием?

Отпеванием называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поются. Правильное название отпевания – «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хотя бы иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать.

Что надо делать во время отпевания?

Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом. Любовь определяется степенью жертвенности человека. Как доказать свою любовь? Потрудись для души того, кто сам уже не может для нее потрудиться. Любой человек может почитать Псалтирь о новопреставленном. Читать надо по кафизме в день, и не просто механически читать, а стараться понимать то, о чем читаешь – это первое. Второе – это Акафист по единоумершему, который имеет уникальное содержание. Его тоже следует читать после того как прочитали Псалтирь, в течение сорока дней. А в некоторых случаях, если есть такая возможность, можно читать Псалтирь и Акафист вместе. Например, утром Псалтирь, а вечером Акафист. И, конечно, читать эти дивные молитвы нужно не лежа на диване, а серьезно, с пониманием того, перед Кем ты их читаешь. И, конечно, по возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу демонстративные и недемонстративные проявления скорби, является настоящим показателем любви к умершему.

Как проходит отпевание?

православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины. То есть, если человек преставился во вторник до полуночи, то хоронить его принято в четверг, а если в субботу, то в понедельник.Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном), в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви — она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего с поклоном обходят гроб с телом.

Что означает венчик на голове покойного?

Бумажный венчик – это символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми страданиями, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном.

Источник:
По материалам интервью с архимандритом Августином (Пидановым)